усн4

С развитием рыночных отношений учет в системе налогообложения становится одним из основных видов учета в государстве. Необходимость его организации обусловлена обеспечением условий для проведения государственного контроля за соблюдением налогового законодательства субъектами хозяйствования. Учет в системе налогообложения – это система сбора, накопления, обработки и обобщения информации для определения и уплаты налоговых платежей субъектами хозяйствования в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Это такая учетная система, которая базируется на данных бухгалтерского учета и правилах налогового законодательства, и обеспечивает информационные потребности пользователей о начислении и уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

На основе данных учета, который построен на сплошном и непрерывном фиксировании хозяйственных процессов налогоплательщика, составляется налоговая отчетность. Нарушения в ведении учета в системе налогообложения влекут за собой неправильное определение размеров начисленных налоговых платежей, их неполную или несвоевременную уплату в бюджет, финансовые санкции.

От создания эффективной системы учета с целью налогообложения зависит как качество учетной информации, которая поступает в государственных налоговых органов, так и улучшение финансового состояния самого предприятия, поскольку правильная организация учета позволит избежать финансовых санкций со стороны государственных фискальных органов и оптимизировать налоговые платежи.

Реклама

Учетная интеграция в системе налогообложения

усн3

На современном этапе для отечественного учета характерным является параллельное сосуществование бухгалтерского учета и учета в системе налогообложения, где налоговый учет является самостоятельной подсистемой, которая подчиняется фискальной логике и использует собственные методы.

Новые правила налогового законодательства, которые внесены Налоговым кодексом, положительно повлияли на процесс гармонизации бухгалтерского учета и учета с целью налогообложения. Среди стран, имеющих высокую взаимосвязь между учетом в системе налогообложения и бухгалтерским учетом принято считать такие страны, как Германия, Франция, Испания, Греция, Япония, Бельгия, Италия и другие.

К странам, где имеются независимые подсистемы учета можно отнести Великобританию, США, Нидерланды, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. При этом наблюдаются промежуточные позиции: условно высокая взаимосвязь и условная независимость учетных подсистем. В научных кругах при исследовании проблемы гармонизации бухгалтерского учета и учета с целью налогообложения определены:

– концепция параллельного сосуществования бухгалтерского и налогового учета;
– концепция приближение учетных подсистем.
Концепция приближения бухгалтерского учета и учета в системе налогообложения имеет весомые преимущества, поскольку предполагает:
– единый подход к определению элементов учетного аппарата;
– экономичность (унификация ведения учетных подсистем уменьшает расходы рабочего времени, количество специалистов);
– относительную простоту ведения учета;
– увеличение уровня прозрачности и качества внешнего и внутреннего аудита.

Известные экономисты считают, что чем более тесным является взаимосвязь учетных подсистем, тем важнее высококачественная финансовая отчетность для определения влияния размера налогов на прибыль компании. В связи с этим на первый план выходит проблема оптимизации соотношение интересов пользователей финансовой отчетности и фискальных интересов государства.

По мнению отдельных специалистов учетная система должна отвечать реалиям мирового рынка, а государство обязано исходить из приоритета бухгалтерских правил с сохранением традиционной независимости нормативно-методической базы бухгалтерского учета от налогового законодательства.

Поэтому методика налоговых расчетов и их документальное оформление в целом должны базироваться на основе классического бухгалтерского учета. Такое предложение является актуальным, однако ее практическое воплощение возможно в контексте только унификации учетных подсистем, что предполагает применение единого методического подхода к признанию и оценке учетных показателей с учетом преемственности позитивных достижений в бухгалтерском, и в учета в системе налогообложения.

Противоположное мнение высказывают ученые, которые вообще негативно относятся к существованию налогового учета, считая, что «создание налоговой службы нанесло огромный вред развитию экономики через:

– привлечение чрезмерной численности трудоспособного населения;
– искусственное сдерживание деловой активности бизнеса вследствие чрезмерного расходования рабочего времени персонала на объяснение дел во время различных проверок налоговыми службами;
– психологическое давление на бизнес, рождение страха и неуверенности относительно защиты от насилия со стороны «царских псов», «опричников», творя произвол в угоду властным структурам (принуждение осуществлять отчисления на избирательные кампании, сомнительные фонды и тому подобное);
– плохой менеджмент налоговой службы («махровый» бюрократизм, неумение разработать понятные для «маленького» россиянина инструкции взаимоотношений с бизнеса и налоговой системы, толкование законов в пользу государства, манипулирования и злоупотребления служебным положением и другие негативные черты);
– нерациональное использование бюджета рабочего времени бухгалтеров на ненужный «налоговый» учет, что требует до 25% усилий персонала на его ведение, но информативность и польза от которого близка к нулю».

Отдельные ученые отмечают отсутствие всяческого смысла в существовании налогового учета, ссылаясь на то, что в системе финансового учета есть все необходимые данные для определение суммы налогов на основе реальной прибыли, отраженной в балансе.

Что такое УСН

Наиболее выдающимся специальным налоговым режимом в России по охвату плательщиков и объема налоговых поступлений является УСН, имеют право выбрать предприниматели, объем выручки от реализации у которых не превышает 60 млн. рублей, численность занятых рабочих равна максимум 100 человек, а стоимость основных производственных фондов без стоимости нематериальных активов не превышает 100 млн. руб.

усн

В рамках УСН по выбору налогоплательщика применяется два объекта налогообложения – доходы и доходы минус расходы. В случае, если объектом налогообложения является доход, до базы, определенной в соответствии с требованиями статьи 346 Налогового кодекса РФ, применяется ставка в размере 6 %, а в случае, когда объектом налогообложения выступает объем доходов, уменьшенных на расходы, применяется ставка 15 %, при этом субъекты федерации могут устанавливать на местном уровне дифференцированные ставки от 5 до 15 %.

Российские ученые признают упрощенную систему налогообложения, действующую на территории Российской федерации, несовершенной. Прежде всего, это касается освобождения от НДС абсолютно всех предпринимателей, которые избрали УСН, ведь они лишаются права на возмещение НДС, что делает продукцию малых предприятий неконкурентоспособной.

Реклама

Еще одной распространенной альтернативной системой налогообложения в России является единый налог на вмененный доход, который внедряется для некоторых видов деятельности, таких, как предоставление бытовых услуг населению, розничная торговля, общественное питание и др. преимуществом перед другими альтернативными системами налогообложения.

УСН – это упрощенная система налогообложения, в которую совершенно недавно были внесены некоторые изменения. Практически все изменения, о которых пойдет ниже речь, относятся к налогу на добавленную стоимость.

При этом такие нововведения не считаются редкостью, а производятся каждый год с той целью, чтобы существенно обновить нынешнее законодательство. Итак, в первую очередь на протяжении всего 2018 года все налогоплательщики, которые пользуются УСН, не должны будут во всех своих доходах учитывать НДС.

Такое правило коснется и плательщиков единого сельскохозяйственного налога. Но это далеко не единственное изменение в законе.

Правительство ожидает, что после вхождения в действие некоторых изменений, связанных с упрощенной системой налогообложения МРОТ будет составлять 7800 рублей. Именно эта сумма должна стать ориентиром для всех предпринимателей в те моменты, когда работникам будет происходить зачисление заработных плат.

Кроме этого предоставляется и новый проект декларации, который весьма долго находился на рассмотрении. Но, в конце концов, новую декларацию приняли, и с 2018 года она вступает в силу.

Нововведения

На протяжении всего будущего года планируется введение совершенно новой формы, по которой работодатели будут составлять отчет. Данный расчет называется – НДФЛ. Кроме этого будут введены изменения, относящиеся к торговым сборам, и установлены несколько пониженные ставки на объекты.

В новом законодательстве строго обозначаются условия, при которых предприятия могут воспользоваться УСН. Обязательное условие перехода на УСН – это стабильный доход на предприятии на протяжении девяти месяцев в размере не более 51 млн. рублей.

На сегодня также известно, что Дума планирует произвести отмену института ИП. Но к чему именно приведет такое действие, правительство не уточняет. Нововведения касаются и тех родителей, которые воспитывают малолетних детей. Изменениями на 2018 год предусмотрен такой закон, что родители с маленькими детьми могут каждую пятницу уходить домой немного раньше. Также в планах, что с будущего года все упрощенцы смогут использовать значительно пониженные ставки по УСН.

Кроме всего вышеперечисленного, в следующем году власти правительство вводит мораторий на все налоговые платежи. А действие моратория рассчитывается продлить на целых три года, но спрогнозировать развитие событий весьма сложно, ведь законодательной базе далеко до совершенства. Итак, каких наиболее существенных перемен следует ожидать по новым поправкам.

усн

Во-первых, власти в насколько раз повысили лимит по доходам, который допускается для плательщиков УСН. Лимит будет увеличен в 1,5 раза, что составит в конечном итоге сумму 150 млн. рублей. В результате для определения остаточной стоимости (ОС) потребуется выполнить следующие действия, которые прописаны и установлены законом:

  1. Определить имущество, которое в рамках главы 25 НК подлежит амортизации.
    2. Используя нормы и правила бухгалтерского учета, рассчитать стоимость.

В том случае, если предприниматель рассчитывает переход на новые правила УСН, то этот расчет остаточной стоимости потребуется осуществить непосредственно по состоянию на 1 октября. Если этого не будет сделано, то перерасчет будет осуществляться в рамках каждого налогового периода. Иными словами, теперь на плечи ИП ложится самостоятельное отслеживание остаточной стоимости ОС.

Во-вторых, были проанализированы и пересмотрены ограничения по стоимости имущества предпринимателей на упрощенке. Все эти изменения и преобразования зафиксированы непосредственно в законе № 243-Ф3.
В-третьих, с начала следующего года будет увеличен максимальный доход за 9 месяцев, который и позволит перейти на УСН. Согласно всем подсчетам этот показатель не должен превышать отметки в 90 млн. рублей.

Хотя этими реальными ограничениями смогут воспользоваться ИП, которые осуществят этот переход в этом году. Так к примеру чиновники не планируют вплоть до 2020 года индексировать данное ограничение.

В-четвертых, принципа расчета для всех предпринимателей при переходе на упрощенку останется совершенно без изменений. Но каким образом будет осуществляться механизм такого расчета?

Ставка налога

Что касается этого пункта изменений, то здесь будет ожидаться снижение ставки налога по УСН. В рамках этого проекта планируется снизить ставку на следующие виды объектов.

Во-первых, при объекте «доходы» до 3%, если сравнить с прошлым годом, то эта ставка составляла 6%. При этом за каждым регионом будет закрепляться право снижать данный показатель до 1%.

Во-вторых, при объекте «доходы минус затраты» ставку могут снизить до 8%, по сравнению с 2017 годом она равнялась 15%.

В-третьих, минимально допустимый уровень налога, которые могут установить регионы, будет снижен до 3%, вместо нынешних 5%.

В результате можно отметить, что специалисты отмечают, что введение новых правил УСН положительным образом отразиться на повышении предельных доходов, что позволит большему числу предпринимателей воспользоваться льготным режимом налогообложения.

Наряду с преимуществами УСН, существуют и определенные недостатки, сдерживающие развитие предпринимательства: ограничение объемов выручки субъектов малого бизнеса, которые дают право использовать УСН; суммы единого налога физического лица-плательщика налога уплачиваются авансом за отчетный период (квартал); при этом не учитывают, будет ли фактически получен доход от осуществления такой деятельности за отчетный период; элемент двойного налогообложения в УСН по ставкам 3 и 7% при условии уплаты НДС, поскольку 3 и 6 % налога начисляется исходя из выручки, включая НДС, поступающий от покупателей на текущий счет или в кассу предприятия, а это экономически неправильно.

Итак, одной из самых весомых преимуществ отечественной упрощенной системы налогообложения является специальный порядок налогового учета, который: во-первых, дает возможность существенно снизить трудоемкость учетно-аналитических процедур и, по-вторых, уменьшить риск налоговых ошибок и соответствующих штрафных санкций.

Но основным преимуществом использования УСН для налогоплательщиков является освобождение их от уплаты многих налогов, сборов и взносов в Пенсионный фонд. Оптимальным вариантом стабилизации ситуации в сфере налогообложения является сохранение и значительное совершенствование УСН, в частности по следующим направлениям: совершенствование законодательной базы; улучшение экономического регулирования системы упрощенного налогообложения, устранения двойного налогообложения; улучшение системы администрирования налогов по упрощенной системе; увеличение максимально допустимого количества работников, что будет способствовать повышению уровня занятости, и тому подобное.

В качестве направления дальнейших исследований можно выделить внесение предложений по дальнейшему совершенствованию УСН, а также оценку общей системы налогообложения для предпринимательства в Российской Федерации.