Госдума обезвредила законопроект об ответе на санкции. Обобщение

Госдума на совете по законотворчеству в пятницу приняла решение существенно изменить контуры законопроекта об ответе на американские санкции, убрав из него упоминание о конкретных товарных группах и компаниях. Это фактически превратило документ в дубликат принятого в 2006 году законопроекта о специальных экономических мерах. При этом в нижней палате не скрывают, что обсуждаемый законопроект носит не столько экономический, сколько политический характер.

Законопроект «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и (или) иных иностранных государств» был внесен спикером Думы Вячеславом Володиным и представителями всех фракций в Госдуме 13 апреля. В нем было обозначено 15 потенциальных санкционных направлений, по которым правительство вправе вводить ограничения на импорт, экспорт или сотрудничество.

В перечень попали товары потребительского рынка, лекарственные средства, предлагалось ввести запрет на работу в России граждан США и иных иностранных государств, в том числе в качестве высококвалифицированных специалистов.

В атомной, авиастроительной, ракетно-двигательной отрасли планировалось прекратить или ограничить сотрудничество российских компаний с американскими и другими иностранными фирмами. Под угрозой санкций оказались консалтинговые, аудиторские и юридические компании из США и других стран. Для американских компаний оговаривался запрет на участие в приватизации государственного и муниципального имущества, а также на оказание услуг по организации от имени РФ продажи федерального имущества. Предлагалось увеличить сборы за аэронавигационные обслуживание грузовых перевозок американскими авиакомпаниями.

Реклама

После перечисления всех этих мер, пункт 16 статьи 2 законопроекта наделял правительство правом запретить или ограничить импорт в Россию «любых иных товаров» из США и других стран. Что уже тогда лишало составление списка конкретных отраслей смысла: все равно он, по решению правительства, мог быть расширен до бесконечности. Впрочем, компании, промышленники и профильные комитеты Думы увидели в законопроекте каждый свою отрасль.

Поддержать с оговорками

С конца апреля один за другим стали выходить заключения комитетов Госдумы, в которых почти каждый критиковал введение санкций именно в своей отрасли. При этом в целом законопроект поддерживался.

Так, комитет по энергетике сообщил, что принятие законопроекта поддерживает, только просит обратить внимание, что отдельные нормы документа могут привести к потере Россией лидирующих позиций на рынке атомной энергетики. Комитет по финансовому рынку законопроект поддержал, но вступился за «большую четверку» аудиторов. Комитет по бюджету — поддержал, но подчеркнул, что принятие законопроекта потребует выделения дополнительных средств из бюджета. При этом в корректировке будет нуждаться как бюджет текущего года, так и на 2019-2021 годы. Комитет по транспорту поддержал, но сообщил, что выделить аэронавигационный сбор по перевозке грузов представляется затруднительным, поскольку часть грузов перевозится, в том числе, и пассажирскими рейсами.

Сокращение перечня мер

К назначенной дате первого чтения — 15 мая (вторник) — законопроект, при поддержке его общей концепции, оброс таким количеством поправок и уточнений, что в пятницу было решено провести совет по законотворчеству при спикере Госдумы с приглашенными экспертами, чтобы понять: как и в каком виде принимать документ.

Проблема в том, что в законопроект можно вносить изменения только во втором чтении, либо вносить его в новой редакции. Было решено: принимать как есть (все 16 пунктов), но принять специальное постановление Думы, в котором прописать, как законопроект изменится ко второму чтению. А изменится он существенно.

В проекте документа ко второму чтению, который есть в распоряжении, исчезли наиболее критикуемые российскими экспертами и участниками рынка пункты. Нет запрета на импорт лекарственных средств, а также алкоголя и табака. Исчезло упоминание об ограничениях на сотрудничество в атомной, авиастроительной, ракетно-двигательной отрасли, пропал пункт об аэронавигационных сборах и ограничения для «большой четверки» аудиторов. Также нет пункта о запрете на работу граждан США. При этом перечень «мер воздействия» сократился с 16 до 6.

В частности, осталась норма о том, что правительство может вводить запрет или ограничение на ввоз продукции или сырья из США и других стран, также осталась норма о запрете для американских компаний (или с участием в капитале более 25%) на участие в контрактах по госзакупкам и в приватизации государственного имущества. В законопроект была внесена норма о том, что правительство вправе прекратить или приостановить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также организациями, находящимися под их юрисдикцией. Неизменным остался теперь уже пункт 6 (статья 2), по которому могут быть приняты «иные меры» в соответствии с решением правительства.

Политика и экономика

На заседании профильного комитета — по экономической политике, которое состоялось сразу после принятие решения о модификации документа, депутаты интересовались у главы комитета Сергея Жигарева: чем законопроект отличается от принятого в 2006 году закона «О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации». Этот закон предусматривает, что в случае возникновения международной чрезвычайной ситуации, президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер. Речь идет о приостановлении реализации всех или части программ в области экономической, технической и военной помощи, а также запрещении финансовых операций или введении ограничений на их проведение. Кроме того, к экономическим мерам относятся запрещение внешнеэкономических операций или введение ограничений, приостановление действия международных торговых и иных договоров в области внешнеэкономических связей, изменение экспортных и импортных таможенных пошлин, а также запрещение или ограничение захода в порты РФ судов и использования воздушного пространства страны.

«Законопроект носит политические цели, у нас вся вот эта ситуация, она политически и экономически зависимая. То есть это две стороны одной монетки, с одной стороны — политика, а с другой стороны — экономика. Сегодня не очень понятно, кто этот процесс регулирует», — ответил на вопрос депутатов Жигарев.

«Я думаю, что принятые решения Госдепом США в том числе и по поводу отсрочки введения пошлин на алюминий и металлы, ряд других позиций, скорее всего, был вызван еще и тем, что был зафиксирован жесткий посыл со стороны Госдумы и нашей способности применять контрмеры», — поддержал коллегу первый зампред комитета по экономполитике Владимир Гутенев.

Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 15 мая, затем внести ко второму чтению поправки и до конца месяца принять в окончательном, третьем чтении. Планируется, что он вступит в силу со дня подписания.

Источник: Интерфакс