Потребители пройдут предзащиту. Финрынок настиг превентивный надзор

Потребители пройдут предзащиту. Финрынок настиг превентивный надзор

У ЦБ новая инициатива. Старую идею превентивного надзора предлагается реализовать в очередном сегменте деятельности регулятора — сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

Практические перспективы близки к теоретическим: идея в ее оптимальном виде сложно реализуема, а в ином другом она вряд ли радикально улучшит положение потребителей.

О переходе к превентивному надзору в сфере защиты прав потребителей сообщил вчера руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ Михаил Мамута. Напомним, это направление деятельности ЦБ он возглавил весной 2016 года, перейдя туда с поста главы другого управления ЦБ, курировавшего микрофинансирование. Превентивный надзор предполагает определение среднерыночного количества типовых жалоб по рынку (соотношение количества жалоб и объема предоставленных услуг) и сравнение этого показателя с количеством жалоб у конкретного субъекта надзора. «Объекты превентивного надзора по каждому рынку будут определяться отдельно, на основании списка наиболее частых нарушений и значимости той или иной проблематики, — отметили в ЦБ.— Наибольшее внимание планируется уделять не только компаниям с высоким уровнем риска, но и видам нарушений с наибольшим риском для потребителя». Какие риски для ЦБ наиболее существенны — детально не раскрывается: «модель сигнальной системы рисков находится в стадии проработки». Будет учитываться «риск-профиль по рынку, продукту, региону». Превентивный надзор будет внедряться в отношении всех подконтрольных ЦБ сегментов финансового рынка.

Сейчас, пояснил Михаил Мамута, ЦБ реагирует на каждую жалобу в отдельности, проводит расследование и в случае нарушения прав потребителя финансовых услуг привлекает поставщика финансовых услуг к ответственности. Впрочем, как указывают в ЦБ, текущее направление — не превентивного надзора — сохранится и после введения второго направления надзора.

О необходимости превентивного реагирования ЦБ говорит не впервые. На июньском банковском конгрессе в Санкт-Петербурге об этом заявляла (в отношении банков) глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Предполагалось, что меры воздействия к банкам ЦБ будет применять и при отсутствии фактических нарушений пруденциальных норм, при наличии повышенных рисков будущих нарушений. О результатах пока ничего не сообщалось. Теперь речь зашла еще и о превентивном надзоре при защите потребителей финуслуг.

Участники рынка сомневаются в эффективности подобного надзора. «Для его реализации необходима адская работа для выявления и описания всех рисковых точек в каждой из отраслей, составления каталога, реестров, — отметил экс-сотрудник ЦБ из надзорного блока. — Вторая проблема — это преломить реальные нарушения, например, тех же банков в разрезе выстроенной системы рисков. ЦБ уже давно пытался ввести пруденциальный надзор за банками, однако по факту его как не было, так и нет». При этом участники рынка опасаются, что для потребителей ситуация может даже ухудшиться. «Например, если вдруг вместо разбирательства по конкретной жалобе, направленной в ЦБ, тот же клиент банка получит извещение, что его случай типовой и потому его жалоба будет рассмотрена в комплексе», — отмечает руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев.

Источник: investfunds

«Уникасса» -  финансовый портал об инвестировании и кредитовании
Adblock
detector