Потребителей финуслуг защитят законом

Потребители финансовых услуг должны получить отдельный закон, защищающий их права, а Центробанку следует активней внедрять превентивный надзор и ответственность кредиторов перед заемщиками.

С такими предложениями в феврале к регулятору собираются обратиться эксперты проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков», которые провели масштабное исследование жалоб потребителей финуслуг.

Свои предложения по защите прав потребителей финуслуг в ОНФ сформировали на основании первого масштабного мониторинга (4,5 тыс. обращений, размещенных на интернет-ресурсах соответствующей тематики) жалоб потребителей этих услуг.

Как показал мониторинг ОНФ, чаще всего (38% обращений) недовольные клиенты отмечают навязывание допуслуг, прежде всего страховки при потребкредитовании. На втором месте (28% жалоб) — превышение полномочий при взыскании долгов. Примерное равное количество (21 и 20%) жалоб касаются проблем по кредитным и сберегательным продуктам. Мониторинг выявил и еще один важный момент — куда чаще всего жалуются потребители финуслуг. Как показал мониторинг, подавляющее большинство (40%) обиженных клиентов финорганизаций не стали обращаться в надзорные органы.

Реклама

«Результаты мониторинга «фронтовики» передадут регулятору, чтобы во второй декаде февраля обсудить их на заседании Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при ЦБ. При этом ОНФ выступит со своими предложениями.
Финансовые продукты пора посмотреть с точки зрения безопасности для потребителя. И создание поведенческого или превентивного, как мы его называем, надзора, которое обсуждается в ЦБ, — важнейший шаг в этом направлении. Мы предлагаем подойти к вопросу финансовых продуктов с точки зрения безопасности потребителя так же, как и к другим продуктам. Тем же йогуртам, например. Если регулятор будет осуществлять контрольную закупку и проверять продукт, то банки уже не смогут навязывать услуги, поскольку нарушение выявят и накажут превентивно,» — отметил Виктор Климов

В Центробанке сообщили, что в настоящее время ЦБ уже приступил к реализации модели поведенческого надзора, основной целью которого является выработка правил поведения финорганизаций по отношению к потребителю их услуг. Сейчас служба по защите прав потребителей разрабатывает конкретные процедуры взаимодействия с участниками рынка, а также идет процесс выявления наиболее важных объектов и направлений поведенческого надзора, добавили в Центробанке.

«Второе предложение «фронтовиков», как рассказал Виктор Климов, связано с ответственным кредитованием и поведением игроков на рынке. Это одно из поручений президента, уточнил представитель ОНФ.
Кредитор не может одалживать деньги потребителю, если образующиеся при этом долговые обязательства превышают его доходы,» — пояснил он

Есть и еще один вопрос, который «фронтовики» считают назревшим, — принятие закона о защите прав потребителей финуслуг. По мнению Виктора Климова, такой норматив просто необходим. Он считает, что это мог бы быть как отдельный закон, так и специальный раздел в рамках существующего закона о правах потребителя.

Источник:web-payment