Отлучение от ОСАГО. Минтранс зачистит рынок ремонтных экспертов

Минтранс утвердил приказ о новых требованиях к экспертам-техникам, оценивающим ущерб в ОСАГО. Документ предусматривает процесс отлучения от рынка — лишения аккредитации эксперта за игнорирование единой методики оценки восстановительного ремонта в ОСАГО. Это порадовало страховщиков, которые уверяют, что именно благодаря недобросовестным техникам автоюристы отсудили в прошлом году у компаний около 10 млрд руб. Автоюристы же уверяют, что страховщики опять ищут виноватых в своих проблемах не там.

Минтранс утвердил приказ «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования». Он заменит предыдущий документ 2006 года, формализовавший допуск техников к оценке ущерба в ОСАГО. Новый приказ отличается тем, что в нем определен процесс лишения аккредитации экспертов-техников за нарушения, в частности — за превышение результатами экспертизы «потолка», установленного единой методикой оценки восстановительного ремонта в ОСАГО.

Напомним, единую методику своим указанием утвердил ЦБ. К ней прилагаются ценовые справочники по запчастям — они обновляются раз в полгода. Методика допускает расхождение по ценам на 10% в зависимости от региона. Самих экспертов-техников аккредитует так называемая Межведомственная аттестационная комиссия (МАК) при Минтрансе. По оценкам Российского союза автостраховщиков, в настоящее время аттестаты комиссии имеют 6 тыс. экспертов-техников.

Не все из них устраивают страховщиков. «Около 15–20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышают стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по криминальным автоюристам»,— говорит президент РСА Игорь Юргенс.

Реклама

По оценкам РСА, в 2015 году более 10 млрд руб. осело в карманах автоюристов — в 80–90% случаев, когда страховые выплаты получали юридические посредники, определение стоимости восстановительного ремонта проводилось не по единой методике, нарушались правила осмотра автомобиля и другие нормы. В РСА рады новому приказу Минтранса: «Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем»,— комментирует господин Юргенс.

Мнения экспертов-техников разделились. Как заявил председатель совета директоров компании РАНЭ Антон Иванов, «многие недобросовестные участники рынка, так называемые «автоюристы», действительно сознательно завышают оценку ущерба в ОСАГО, пользуясь пробелами в единой методике оценки восстановительного ремонта и несовершенством законодательства». По его словам, появление механизма исключения таких участников рынка можно только приветствовать: «Количество работы, которое достанется в итоге добросовестным экспертам, увеличится».

По словам же эксперта-автотехника Виталия Кукушкина, в практике досудебных технических экспертиз часто используется расчет по рыночной стоимости запчастей. «Цены, которые прилагаются к единой методике, часто занижены процентов на 30 в зависимости от региона»,— говорит он. По словам эксперта, приказ Минтранса вряд ли окажет существенное влияние на рынок техников: «Гражданский процессуальный кодекс дает четкое определение судебному эксперту и от потери аккредитации эксперт-техник не перестанет им быть»,— говорит Виталий Кукушкин.

В свою очередь, автоюристы считают возмутительными очередные обвинения страховщиков. «Страховщики, даже применяя единую методику, умудряются нарушать права автомобилистов,— говорит заместитель главы юрфирмы “ГлавСтрахКонтроль” Инна Жаврид.— Когда мы привлекаем независимых экспертов, они, руководствуясь единой методикой, показывают гораздо большие цифры. Из последнего — фара автомобиля марки BMW была оценена страховщиками в 1 тыс. руб. при рыночной стоимости 30 тыс. руб.». По ее словам, страховщикам надо перестать искать виноватых в своей несостоятельности, указывая на автоюристов или техников, а совместно с регулятором пересмотреть подходы к ОСАГО и начать практику добросовестных выплат.

Источник: Коммерсантъ