Китай ускорит проведение реформы, предполагающей сокращение полномочий центрального аппарата власти в КНР, заявил по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), завершившегося вчера, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Власти страны обещают вновь расширить долю частного сектора в экономике, в том числе за счет снятия ограничений по доле участия и для зарубежных инвесторов — не исключая строительства, машиностроения и производства электроники. О полном дерегулировании ради поддержания семипроцентного роста ВВП говорить пока рано — систему лицензирования в КНР обещают упростить, но не устранить.

В Пекине вчера завершилась 11-дневная сессия высшего законодательного органа страны — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). На ней были официально утверждены основные макропоказатели на этот год, в том числе новый ориентир по росту экономики — «около 7%» (вместо прошлогодних 7,5%), бюджет-2015 и план реформ по дальнейшей либерализации экономики и сокращению доли госсектора. Напомним, в прошлом году темпы роста в Китае оказались минимальными за 25 лет — показатель увеличился лишь на 7,4%, вызвав опасения замедления мировой торговли и падения спроса на сырьевые товары вслед за торможением промпроизводства в КНР. В самом Китае, однако, надеются, что снижение темпов роста позволит экономике пройти структурную перестройку и сократить зависимость от экспорта.

Среди приоритетов на этот год премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, выступая на пресс-конференции по итогам сессии, назвал проведение административной реформы и сокращение госрегулирования. «Руководство страны ускорит процесс передачи полномочий нижестоящим органам власти, дабы упростить взаимодействие бизнеса с госструктурами»,— пообещал премьер, признав, что процесс идет трудно и сталкивается с сопротивлением «заинтересованных лиц». «Это не стрижка ногтей, это вонзание ножа в собственную плоть»,— не пожалел красок премьер. По его словам, за прошедшие два года правительство ликвидировало или передало нижестоящим органам примерно треть своих полномочий и, несмотря на болезненность процесса, реформа будет доведена до конца.

Отдельным пунктом в так называемом рабочем докладе Ли Кэцяна (представляет собой план экономических реформ правительства КНР) обозначена реформа госкомпаний, с расширением доступа частных инвесторов к участию в их капиталах и переходом на рыночные условия работы, в том числе за счет сокращения социальной нагрузки на сами госкорпорации. Реформа коснется в первую очередь производства электроэнергии, нефтяной и газовой отраслей, следует из доклада. Доля частного сектора, наоборот, должна увеличиваться — предпринимателям обещано резкое сокращение числа необязательных проверок, а также упрощение условий регистрации новых бизнесов, особенно в сфере услуг, объем которой в китайской экономике по-прежнему значительно уступает промышленному сектору. Одной из наиболее масштабных в этом году может оказаться и реформа банковского сектора — в ЦБ страны заявляют о скорой либерализации ставок по депозитам, что потеснит практически монопольное положение четырех крупнейших госбанков.

Реклама

Расширение доступа к китайскому рынку обещано и иностранным инвесторам — число отраслей, где действуют ограничения на их участие, будет сокращено вдвое (с 79 до 38), говорится в докладе Ли Кэцяна. Сейчас в большинстве ключевых секторов экономики доля иностранного капитала не должна превышать 50%, после проведения реформы снятие этого барьера обещано в строительстве, включая создание транспортной инфраструктуры и коммерческую недвижимость, машиностроении (за исключением ВПК), производстве электроники, отдельных высокотехнологичных подотраслях. Более того, в поощряемых правительством сферах (в частности, это касается работы в особых экономических зонах) все полномочия по утверждению проектов будут переданы на локальный уровень.

Впрочем, даже после отмены формальных ограничений на доступ иностранного капитала, для открытия компании любому потенциальному инвестору из-за рубежа необходимо согласовывать проект с Комитетом по иностранным инвестициям, получить лицензию и оплатить уставный капитал — это минимум $150 тыс., замечает Владимир Невейкин из Института востоковедения РАН. По словам эксперта, формально высокие требования, как правило, отпугивают российских инвесторов на самом первом этапе, хотя подробное согласование проекта, напротив, позволяет получить льготные условия работы.

Сокращение объема госрегулирования уже помогает китайской экономике преодолеть негативные последствия снижения темпов роста, однако достигнуть планки в 7% все равно будет нелегко, предупредил Ли Кэцян. Для поддержки экономики в этом году будет увеличен объем госрасходов: дефицит китайского бюджета возрастет до рекордных 2,3% ВВП (против 1,8%, заложенных в прошлогоднем финплане). Только на развитие железнодорожной инфраструктуры планируется направить около $73 млрд, на 10% увеличатся и военные расходы, которые превысят $140 млрд. Впрочем, увеличение прогноза по дефициту объясняется и бюджетной реформой, проводимой в стране. Ее цель — переход к прямому распределению средств в региональные бюджеты, которые до этого финансировали крупные стройки за счет займов в госбанках. По оценке МВФ, реальный дефицит консолидированного бюджета Китая в прошлом году составил не менее 7,5% ВВП, а суммарный долг регионов (точнее, финансовых организаций, осуществляющих выпуск региональных бумаг и привлечение средств) — 17,9 трлн юаней ($2,91 трлн).

Источник: Коммерсантъ