Займы до кредита. Микрофинансовый и банковский рынки сближают продукты

Микрофинансовые организации (МФО) массово удлиняют сроки и увеличивают суммы займов, приближая их к традиционным банковским кредитам. И хотя занимать у МФО гораздо дороже, чем у банков, спрос на такие продукты есть — они интересны в первую очередь тем, кто получил отказ в кредите. В свою очередь, банки начинают активно работать в традиционной области микрофинансистов, выдавая короткие кредиты на сумму до 15 тыс. руб.

О том, что МФО переходят на оказание квазибанковских услуг — выдачу онлайн-займов на крупные суммы (до 100 тыс. руб.) на долгие сроки (до года), рассказали  участники рынка. Вслед за МФО «Мигкредит», запустившей такой продукт в июле, в этот сегмент намерены выйти сразу четыре компании: «Е заем», МФО «Кредитех Рус», CreditPlus, «Робот Займер». Таким образом, по словам собеседников, происходит смешение банковских и микрофинансовых услуг. В то время как банки начали выдавать микрокредиты на сумму до 15 тыс. руб., а это по параметрам соответствует займам «до зарплаты» у МФО, МФО готовы составить конкуренцию традиционным банковским кредитам наличными.

Банкиры вторжения микроконкурентов в свой продуктовый сегмент не опасаются. «У МФО ставки в разы выше банковских,— рассуждает зампред правления ОТП-банка Александр Васильев.— Чтобы обслуживать дорогой заем в МФО на сумму до 100 тыс. руб. в год, клиенту нужен высокий ежемесячный доход — те же 100 тыс. руб., а клиентам с таким доходом будут рады и банки». Действительно, хотя ставки у МФО по длинным займам существенно ниже займов до зарплаты (1,7-2,2% в день) и составляют в среднем 0,4-0,7% в день, они существенно выше банковских. В годовом выражении ставки МФО по длинным кредитам составляют 146-255% годовых, в то время как у банков по продуктам с аналогичными сроками и суммами — порядка 30% годовых.

Впрочем, МФО гораздо менее придирчивы к потенциальным заемщикам. Микрокредиторы рассчитывают на спрос на свои займы со стороны тех, кому банки отказали в кредите. По словам директора по маркетингу «Мигкредита» Надежды Денисовой, компания уже покупает так называемый отказной трафик у банков. При этом МФО обещают решение быстро и с минимумом документов. «Срок получения кредита в розничном банке для «клиента с улицы» занимает в среднем неделю,— отмечает управляющий директор МФО «Е заем» Лига Трупа.— Получение же онлайн-займа занимает от 15 до 60 минут, причем только по паспорту». Также длинные займы будут интересны и заемщикам, не имеющим подтвержденного заработка, отмечает генеральный директор МФО «Кредиттех Рус» Дмитрий Селиванов.

Кредитование тех, кто не смог получить ссуду в банке, изначально лежало в основе бизнеса МФО, однако рисковать большими суммами и надолго при работе с такими заемщиками микрокредиторы до сих пор опасались. «Крупная сумма и долгий срок погашения ведут к неминуемым рискам, особенно если клиент ранее брал только небольшие суммы на незначительные сроки»,— отмечает исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. Необходимо тестировать подобную модель, прежде чем делать выводы о ее работоспособности, добавляет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко. Это понимают и в самих МФО. Перечисленные компании сообщили, что в ближайшие полгода максимальная сумма займов будет доступна лишь тем, кто уже ранее был их заемщиком. Кроме того, увеличивать максимальные сроки и суммы займов компании также будут постепенно.

По мнению экспертов, потенциал у таких займов есть, но лишь при определенных условиях. «Полагаю, длинные онлайн-займы — это вполне закономерное движение рынка,— отмечает гендиректор «МаниМэн» Борис Батин.— Вместе с расширением возможности упрощенной идентификации клиентов, увеличения источников данных о заемщиках многие МФО будут двигаться в сторону увеличения сумм и сроков». В МФО надеются, что с 2017 года ЦБ смягчит свои требования по упрощенной идентификации клиентов, увеличив пороговую сумму с 15 тыс. до 100 тыс. руб., что откроет дополнительные возможности для роста в этом сегменте. По словам участников рынка, на закрытых встречах представители ЦБ обещали рассмотреть такую возможность. В ЦБ вчера на запрос относительно планов по изменению процедур идентификации не ответили. Там лишь сообщили, что в настоящее время «проведение микрофинансовыми компаниями упрощенной идентификации клиентов — физических лиц должно отвечать требованиям действующего законодательства».

Источник: Коммерсантъ