Суды устали от страховщиков. Верховный суд предложил компаниям решать споры самостоятельно

Пленум Верховного суда (ВС) постановил внести в Госдуму поправки в закон об ОСАГО, дающие страховщикам 20 дней на досудебное решение споров между компаниями о выплатах по ОСАГО. Заниматься этим будет специальная комиссия Российского союза автостраховщиков (РСА). Компании завалили суды претензиями друг к другу — только арбитражный суд города Москвы в прошлом году рассмотрел более 50 тыс. таких исков. В страховом сообществе говорят, что инициатива ВС в десять раз снизит количество споров между компаниями, но для создания спецкомиссии РСА потребуется дополнительное финансирование.

По решению пленума ВС депутаты получат на рассмотрение поправку к ст. 14 закона об ОСАГО. По ней при возникновении у страховщиков споров по выплате ОСАГО их претензии в течение 20 дней должна будет рассмотреть специальная комиссия, созданная в рамках профессионального сообщества. В случае несогласия страховщика с решением комиссии он может обратиться за защитой прав в арбитражный суд.

Споры при выплатах ОСАГО у страховщиков могут возникнуть из-за существующего порядка прямого урегулирования, когда пострадавший в ДТП обращается за возмещением в компанию, у которой был куплен полис. После выплаты страховщик стороны, пострадавшей в ДТП, требует у компании виновника аварии возмещенные средства. По статистике арбитражного суда города Москвы только в 2015 году рассмотрено более 52 тыс. таких исков.

Поправки Верховного суда к законопроекту об ОСАГО приведут к десятикратному снижению споров между страховщиками, уверены в РСА. «Мы поддерживаем позицию Верховного суда. Очень разумно создать институт для досудебного урегулирования споров между юрлицами — страховщиками, у которых есть свое профобъединение, которое могло бы принять на себя эту функцию без проблем»,— говорит президент союза Игорь Юргенс.

По его словам, практика введения претензионного порядка для физлиц показала снижение количества обращений в суды на 90%. В настоящее время автомобилист обязан предъявить страховщику претензии до похода в суд за выплатой. Картину портят только автоюристы, системно провоцируя увеличение числа исков к страховщикам. «Есть нюансы, которые невозможно разрешить в рамках претензионного порядка,— замечает господин Юргенс.— Споры могут касаться не только стоимости возмещения по ОСАГО. Здесь могут возникнуть особенности, связанные с каско, могут быть методологические разногласия. По моим оценкам, так же, как в случае с физлицами, около 10% споров останутся в судах. Но это будет существенным снижением нагрузки»,— прогнозирует он.

В части состава комиссии глава союза считает, что в нее могли бы войти как представители страховщиков, так и отдельные эксперты по страхованию. «Для них можно разработать определенные критерии по квалификации, стажу, другим показателям и отбирать в состав комиссии. В этой части мы не видим проблем. Чтобы не возникало вопросов у ФАС или Банка России, нужно будет согласовать с ними процесс формирования комиссии. Комиссия может начать работать после принятия закона. Думаю, что это произойдет не раньше 1 января 2017 года»,— предположил Игорь Юргенс.

Участники рынка, впрочем, ждут, что создание досудебной комиссии приведет к новым тратам. «Необходим дополнительный бюджет, наем людей для функции рассмотрения споров, формализации решений и их отправки пострадавшим»,— рассуждает источник  в страховом сообществе.

Автоюристы, в свою очередь, поддерживают инициативу пленума ВС. «Сегодня судебная система РФ фактически обслуживает несколько десятков страховых компаний,— говорит глава юрфирмы “Главстрахконтроль” Николай Тюрников.— Арбитражные же суды перегружены массовыми типовыми исками страховых компаний к своим коллегам по спорам о суброгации и прямом возмещении убытков».

Источник: Коммерсантъ