Страхованию выравнивают информацию. Требования по ее раскрытию станут едиными

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) добивается снятия регуляторного арбитража, возникающего из-за разницы в требованиях к раскрытию информации о финансовых продуктах управляющих и страховых компаний. По мнению профучастников, продукты, предлагаемые клиентам по договорам доверительного управления, из-за обязанности раскрывать риски находятся в невыгодном положении по сравнению с инвестиционными продуктами страховщиков. В ЦБ обещают уравнять позиции разных секторов рынка в 2017 году.

НАУФОР хочет добиться равных регуляторных требований в части раскрытия информации о рисках к управляющим и страховщикам, предлагающим финансовые продукты с инвестиционной составляющей. Письмо с таким предложением (есть в распоряжении) ассоциация вчера направила в ЦБ. «В процессе подготовки стандартов СРО в части раскрытия информации о рисках нам стало очевидно: чем подробнее такую информацию раскрывают управляющие компании, тем рискованнее кажутся предлагаемые ими финансовые инструменты. И тем менее рискованными на этом фоне выглядят инвестиционные продукты страховщиков»,— отмечает глава НАУФОР Алексей Тимофеев. Речь идет о «коробочных» продуктах инвестиционного и накопительного страхования жизни. Согласно действующему законодательству, УК обязаны уведомлять клиентов о рисках уменьшения суммы инвестиций, о том, что результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем и о том, что государство не гарантирует доходности инвестиций. Кроме того, подлежит обязательному раскрытию информация о составе и структуре активов паевых фондов, приросте стоимости паев за предыдущие периоды, текущей стоимости паев. В рамках договора по доверительному управлению клиенты получают полный обзор инвестиционной стратегии, динамику среднемесячной доходности по стандартным стратегиям за весь срок их существования, а также информацию о соответствии стратегий различным инвестиционным клиентским профилям. Подлежит раскрытию и информация о вознаграждении управляющего. Для страховщиков не существует никаких обязательных требований в этой части, кроме запрета гарантировать клиенту доход от вложений (согласно закону «О рекламе»). «Клиент покупает помимо рыночных рисков еще и риски эмитента этого продукта. При этом очень часто эмитентом является не то юрлицо, которое вам продает продукт»,— говорит представитель одного из региональных отделений крупной УК.

Озабоченность управляющих понятна — в такой ситуации они явно проигрывают конкурентную борьбу, в то время как страховщики наращивают продажи, особенно через крупнейшие банки. «Общее количество владельцев инвестиционных паев открытых ПИФов составляет около 340 тыс. человек, тогда как число действующих договоров инвестиционного и накопительного страхования жизни составляет 356 тыс.»,— отмечается в письме НАУФОР. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем инвестиционного страхования жизни за 2015 год составил 49,3 млрд руб. (рост на 76% по сравнению с 2014 годом), смешанного страхования жизни — 16,7 млрд руб. (+11,1%). «В данном случае имеет место математический рост от значений, близких к нулю. Кроме того, играет роль очень активное продвижение продукта»,— поясняет управляющий директор по страховым рейтингам RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. Продукт продается один раз и надолго, компания регулярно получает крупные суммы, и это очень выгодно. Минимальный «порог входа» для клиента колеблется от 30-50 тыс. руб. («Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк) до 300 тыс. руб. (Райффайзенбанк). Средний взнос составляет от 300-400 тыс. руб. (Бинбанк, Промсвязьбанк, Сбербанк) до 1,5-2,2 млн руб. (Райффайзенбанк, премиум-сегмент Сбербанка).

Впрочем, как сообщили  в ЦБ, вскоре, вероятно, разница в требованиях к инвестпродуктам страховщиков и других участников рынка ценных бумаг будет сглажена. «В соответствии с «дорожной картой» «Основных мероприятий по развитию финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов» в 2017 году должна быть проведена работа по совершенствованию требований к раскрытию информации о финансовых продуктах и услугах, а также рисках, сопутствующих их использованию»,— пояснили в пресс-службе регулятора, добавив, что работа над нормативной базой в этой части уже ведется. Правда, она находится на начальной стадии.

Источник: Коммерсантъ