Первая национальная. Агентство АКРА представило рейтинговую шкалу и методологию

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) раскрыло методологию присвоения кредитных рейтингов нефинансовым организациям и корпоративным облигациям по национальной шкале.

С 2017 года в регуляторных целях будут использоваться только рейтинги по национальной шкале от агентств, вошедших в реестр ЦБ. И единственным таким агентством пока является АКРА. Однако бизнес не спешит вставать в очередь за рейтингами, предпочитая выжидать до последнего — работа над подзаконными актами, регламентирующими применение рейтингов, только началась.

Вчера на Московской бирже состоялась презентация Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) методологии присвоения рейтингов нефинансовым компаниям и корпоративным облигациям. Накануне, по данным агентства Reuters, первый зампред ЦБ Сергей Швецов, выступая в Совете федерации, подтвердил решение регулятора отказаться от использования рейтингов иностранных агентств и агентств, не прошедших в положенные сроки аккредитацию в Банке России. Переходный период завершается 13 января 2017 года в отношении кредитных рейтингов, присвоенных российскими агентствами, и 13 июля 2017 года — в отношении кредитных рейтингов, присвоенных иностранными агентствами.

На текущий момент единственным аккредитованным агентством является АКРА. Агентство будет рейтинговать российские компании и предприятия пока только по национальной шкале. По словам управляющего директора по методологии АКРА Антона Шишова, национальная шкала обеспечивает исключительно внутристрановое сопоставление кредитных рейтингов. «При этом наивысший рейтинг по данной шкале — это не некий минимальный кредитный риск или минимальная вероятность дефолта, это наилучшее кредитное качество в рамках конкретного государства», — пояснил он. Национальная шкала АКРА содержит 19 преддефолтных категорий — непривычно много для российских эмитентов, привыкших к менее детализированным международным шкалам. Буквенное же обозначение уровней, наоборот, соответствует общепринятой практике — от ААА до D.

По словам гендиректора АКРА Екатерины Трофимовой, финансовые власти начинают работу над изменениями в подзаконных актах, регламентирующих применение рейтингов в регуляторных целях (при включении в ломбардный список ЦБ, получении компанией госфинансирования и т. д.). Внести изменения в документы предстоит ЦБ, Минфину и Федеральному казначейству. Всего, по оценкам госпожи Трофимовой, таких подзаконных актов около 70. Бизнес же, помимо необходимости получить рейтинги по национальной шкале (пока только от АКРА), также будет вынужден пересмотреть свои внутрикорпоративные регламенты, завязанные на кредитные рейтинги.

Однако, судя по вопросам представителей крупнейших эмитентов и банков, присутствовавших на презентации, бизнес пока не в полной мере осознал «масштаб бедствия». Многих интересовало, не будет ли текущая ситуация использована властями для того, чтобы дополнительно ограничить доступ бизнеса к государственным ресурсам — переписать ломбардный список, списки Минфина и т. д. Именно поэтому на рынке преобладает стратегия «выжидать до последнего», пока правила игры окончательно не станут понятны. Госпожа Трофимова не исключает такого развития событий, однако, по ее словам, публичной информации на этот счет нет. «Я допускаю, что и допуск к листингу первого уровня может поменяться. Есть ряд компаний и инструментов, которые вызывают большие вопросы, хотя и содержатся в солидных списках», — сказала она.

По словам топ-менеджера одного из крупных банков, имеющего рейтинги от иностранных рейтинговых агентств, решение задачи требует не только времени, но и серьезных расходов. «Пока будет действовать переходный период, нам придется поддерживать все имеющиеся рейтинги плюс рейтинг по национальной шкале, который тоже недешев», — говорит собеседник. Впрочем, по словам госпожи Трофимовой, как только переход на новую систему применения рейтингов состоится, расходы снизятся. Проблема только в том, чтобы успеть получить рейтинг по национальной шкале вовремя. «Никаких попустительств с точки зрения процессов мы допускать не будем. Если к нам придут в 2017 году, то рискуют попасть в очередь на 2018 год. Какая бы уважаемая компания к нам ни пришла, она будет стоять за какими-нибудь совхозами, пока не подойдет ее очередь», — заявила она. Сейчас в ЦБ на рассмотрении находятся документы еще двух рейтинговых агентств — «Эксперт РА» и НРА. Если хотя бы еще одно из них получит аккредитацию в ЦБ, ситуация для компаний станет не такой острой.

Особенности рейтинговой методологии АКРА

Рейтинговая модель АКРА строится на смешанной оценке — 50% факторов будут оцениваться экспертно, для 50% будет использована как фактическая информация из финансовой отчетности, так и прогнозная. Как для той, так и для другой оценки будут использоваться данные в трехлетней перспективе: в случае с фактическими результатами — обратной, а в случае с прогнозами — в прямой. Всего модель включает в себя 11 факторов, оцениваемых по 24 показателям. Структура рейтингового анализа состоит из анализа отраслевого, операционного и финансового риск-профилей. Важнейшим показателем операционного риск-профиля АКРА считает рыночную позицию и уровень корпоративного управления. В части финансового риск-профиля главная роль отдается ликвидности и способности компании генерировать денежные потоки.

Присвоение рейтингов выпускам облигаций

АКРА отмечает, что российский рынок корпоративного долга отличается наличием высокой доли обеспеченного долга и низкой возвратностью средств кредиторов при дефолтах. Отсутствие же обеспечения обуславливает возможные различия между уровнем возмещения средств инвесторов в облигации и уровнем возмещения потерь других кредиторов. Эти различия учитываются в рейтинговании облигаций эмитентов с относительно низкими уровнями рейтингов, у которых вероятность дефолта выше. Методология учитывает различия в уровне возмещения потерь для различных категорий кредиторов. При наличии обеспеченного долга кредитный рейтинг присваивается на уровне рейтинга эмитента или увеличивается на одну ступень. Для необеспеченных обязательств действуют две схемы: либо присвоение рейтинга на уровне «рейтинг эмитента минус две ступени» в зависимости от уровня долговой нагрузки эмитента и объема обеспеченного долга, либо корректировка на три ступени в зависимости от оценки средств, доступных для передачи кредиторам в случае дефолта.

Источник: investfunds