Монополии подталкивают к конкуренции. Не меняя принципов тарифной политики

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается отменить рамочный закон о естественных монополиях, заменив его одной главой в законе о конкуренции и правкой методических документов по расчету тарифов. При этом, по словам юристов, участвующих в рабочей группе, сейчас обсуждается возможность сохранения «затратного» метода тарифообразования — притом что ранее ФАС активно отказывалась от наследия ФСТ в этой области. С регулируемыми организациями согласовывать проект планируют позже. Эксперты же настаивают на отказе службы от регулирования локальных сетей в пользу контроля крупной монопольной инфраструктуры.

ФАС собирается написать главу в закон о защите конкуренции, отразив в ней общий подход к тарифной политике, заявил вчера руководитель ведомства Игорь Артемьев на заседании службы и экспертов некоммерческого партнерства (НП) «Содействие развитию конкуренции» (объединяет антимонопольных юристов консалтинговых фирм и крупных холдингов). Новая глава должна будет заменить действующий закон о естественных монополиях (147-ФЗ), принятый в 1995 году,— в нем описаны права и обязанности субъектов естественных монополий и общие принципы их регулирования. Глава ФАС Игорь Артемьев уже выступал с этой идеей год назад — еще до объединения с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) летом 2015 года.

Перемены приведут к тому, что «сотни методических актов придется менять», так как они отражают старую стратегию регулирования — постоянного повышения тарифов, добавил господин Артемьев. Как пояснил «Ъ» его заместитель Андрей Цыганов, ФАС уже ведет работу над методичками. Сам текст поправок к закону о конкуренции пока не готов. «Есть какие-то кусочки»,— сказал вчера господин Артемьев. Сведут их вместе ФАС и представители НП «Содействие развитию конкуренции». Регулятор просит обратить особое внимание на разработку определения «естественной монополии», правового положения ее субъектов и их соотнесение со специальным отраслевым законодательством, здравым смыслом и накопленным опытом регулирования в этой сфере, говорит участник рабочей группы, партнер бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева. Точных сроков правки законодательства в службе пока не называют — это должно произойти быстро, но не в ущерб качеству, пояснил «Ъ» Андрей Цыганов.

При этом действующий принцип «затратного» метода тарифообразования может быть сохранен, рассказала «Ъ» участник рабочей группы, управляющий партнер юрфирмы «Каменская и партнеры» Татьяна Каменская и подтвердил еще один юрист, принимающий участие в обсуждении. Напомним, ранее в ФАС категорично заявляли о необходимости перехода от методик ФСТ — принципа «затраты плюс» — к тарифообразованию по принципу «инфляция минус». Объяснения такому развороту «Ъ» вчера получить не удалось. Разработчики готовы согласовать проект с госмонополиями — но не сразу, а только после того, как регулятор определится с концепцией тарифообразования, рассказала вчера «Ъ» госпожа Каменская.

Среди деталей, которые обсуждались вчера,— создание единого портала тарифных решений. Речь здесь не о принципиальных изменениях, а о более удобном интерфейсе: сейчас решения надо искать в справочных системах и на сайте ФАС, уточняет директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Долматов.

Как считает антимонопольный эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов, инициативу ФАС «можно поддержать» — если предусмотреть дифференцированный подход к отраслям и сосредоточиться на регулировании магистральных монополий: транспортных сетей и нефтепроводов. Ведомству следует отказаться от «мелочовки» вроде контроля за локальными тепло- и электросетями — иначе в эти сферы не пойдут инвестиции, в частности не будет развиваться альтернативная энергетика, полагает он.

Источник: Коммерсантъ