На рынке микрофинансирования наметилось противостояние организаций, не входящих в банковские холдинги, и банковских дочерних МФО. Небанковские МФО просят ЦБ выделить дополнительные категории при расчете полной стоимости займа, чтобы цены банковских «дочек» не занижали среднерыночное значение. Если этого не произойдет, уже в первом квартале 2016 года «обычные» МФО могут стать убыточными и покинуть рынок, предостерегают эксперты.

В распоряжении «Ъ» оказалось письмо СРО НП МИР (объединяет участников микрофинансового рынка), в котором они, по сути, просят ЦБ выделить займы МФО, являющихся дочерними структурами банков, в отдельную категорию при расчете полной стоимости займа (кредита, ПСК). «Банковские МФО обладают доступом к более дешевому фондированию, а значит, могут предлагать займы по более низким ставкам, которые в итоге влияют на средневзвешенное значение ПСК,— указывает замдиректора по развитию бизнеса «Мигкредита» Динара Юнусова.— Например, по микрозаймам на сумму до 30 тыс. руб., которые фактически являются самым распространенным типом займов у МФО, ставки у банковских и небанковских игроков различаются в среднем на 15-20%». В то же время ограничение ПСК по этим видам займа едино для всех.

Поправки к закону «О потребительском кредите», ограничивающие ПСК, начали применяться с 1 июля. ПСК включает ставку, страховку и иные платежи. Отклоняться от средневзвешенной ПСК можно не более чем на треть. ЦБ ежеквартально рассчитывает ПСК на основании реальных ставок по ссудам банков, МФО, КПК и др. (средневзвешенное значение не менее чем по 100 крупнейшим кредиторам категории либо не менее чем по одной трети кредиторов).

Представители небанковских МФО предлагают два варианта решения проблемы. Первый предусматривает выделение в отдельную категорию для расчета ПСК целевых займов на оплату товаров (POS-займов). По словам госпожи Юнусовой, «основной объем POS-займов, выдаваемых МФО, приходится на банковские МФО». Второй вариант — разделить категорию потребительских микрозаймов на сумму до 30 тыс. руб. для целей расчета ПСК на две — до 15 тыс. и от 15 тыс. до 30 тыс. руб. По оценкам представителей банковских МФО, средний размер POS-займа у банковских МФО составляет примерно 12 тыс. руб. Размер займа у крупных небанковских МФО — в среднем от 23 тыс. до 38 тыс. руб.

Известны как минимум четыре подконтрольные банкам или связанные с ними МФО. Это «Хоум Кредит Экспресс» (ХКФ-банк), «ОТП финанс» (ОТП-банк), «Т-финанс» (Тинькофф-банк) и «Лето-деньги» (Лето-банк). По оценкам участников рынка, пока объем выдач, приходящихся на банковские МФО, невелик и составляет меньше 5% объемов рынка (всего, по оценкам СРО НП МИР на 1 июля, 19,71 млрд руб.). Однако со временем объем выдач таких игроков будет расти, уверены эксперты, и уже в первом квартале 2016 года окажет существенное влияние на расчет ПСК в ряде категорий. В перспективе при увеличении объемов выдач банковских МФО уже через полтора-два квартала бизнес небанковских МФО станет и вовсе убыточным и основные игроки будут вынуждены уйти с рынка, поясняет главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

Банковские МФО не против расширения категорий займов. «Ставки у нас в «Лето-деньгах» в принципе гораздо ниже среднерыночных — самая высокая ставка по займам у нас находится на уровне 59,9% годовых при сумме займа до 50 тыс. руб.»,— указывает глава Лето-банка Дмитрий Руденко. Согласно опубликованному ЦБ среднерыночному расчету ПСК МФО, по итогам второго квартала среднерыночные значения ПСК по таким займам в зависимости от срока составляли не менее 110% годовых. «В отличие от МФО, имеющих партнерские отношения с крупными розничными игроками, у многих МФО нет ни технологий для выдачи таких займов в торговых сетях, ни налаженных отношений с ними»,— говорит гендиректор «Хоум Кредит Экспресса» Артем Попов. В то же время банковские МФО работают с крупными ритейлерами, например «Хоум Кредит Экспресс» — с «Евросетью» и «Связным», «ОТП финанс» — с «Евросетью», «М.Видео» и «Юлмартом».

«Учитывая, что категории потребительских кредитов (займов) в целях защиты прав потребителей должны отражать существенно отличающиеся друг от друга кредитные продукты, введение новых категорий возможно в случае заметного изменения продуктовой линейки МФО с учетом критериев, установленных законодательством о потребительском кредите»,— пояснили «Ъ» в пресс-службе Банка России. В настоящее время ЦБ не отмечает существенного влияния МФО, входящих в состав банковских групп, на объем микрофинансового рынка, но продолжает анализировать ситуацию для исключения регуляторного арбитража, резюмировали в ЦБ.

Источник: Коммерсантъ