Льготы убирают с прилавков. У банков хватит денег только на новые комиссии магазинам

Покупатели торговых сетей с начала следующего года могут лишиться акций и рассрочек по кредитам на товары от банков. Причина — настойчивое желание торговых сетей повысить комиссии для банков за работу в их точках продаж, чтобы компенсировать падение доходов. По оценкам участников рынка, размер комиссии для банков может вырасти на 25-50%, и в этих условиях на потребительские акции средств не останется.

О том, что торговые сети начали пересматривать условия взаимодействия с банками, выдающими кредиты на товары в торговых точках (POS-кредиты), «Ъ» рассказали участники рынка. Так, в частности, в настоящее время ведут переговоры по условиям сотрудничества с сетями в 2016 году в Альфа-банке, банке «Ренессанс Кредит», Русфинанс-банке и ОТП-банке (все входят в топ-10 по объему портфеля POS-кредитов, по данным Frank Research Group на 1 ноября). По словам банкиров, о повышении комиссий за выдачу кредитов заявили фактически все крупнейшие торговые сети в различных сегментах (электроника и бытовая техника, сотовый ритейл, мебель, одежда и др.). «В среднем партнеры намерены повысить комиссии на 25-50% в зависимости от сегмента розничной торговли»,— указывает директор по развитию массового сегмента Альфа-банка Дмитрий Жиздюк. Размер комиссии в зависимости от сегмента торговли разный, в среднем, по оценкам участников рынка, банки платят от 2% до 6% от объема выданных ссуд.

По словам банкиров, пересматривать условия взаимодействия с ними сети начали в декабре 2015 года. «До этого в течение 2015 года комиссии за выдачу кредитов в сетях были минимальными»,— поясняет старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу «Ренессанс Кредита» Евгений Лапин. По оценкам экспертов, не более 2% от суммы выданных кредитов.

Решение о снижении либо отмене комиссий для банков ритейлеры приняли в конце 2014-го — начале 2015 года из-за роста ставок по кредитам и цен на товары, для того чтобы за счет снижения комиссий банкам конечная цена по кредиту для клиента стала ниже (см. «Ъ» от 10 февраля). Впрочем, уже с середины 2015 года банки начали снижать ставки, объемы продаж POS-кредитов начали расти, и необходимость в стимулировании продаж по кредитам в сетях через отмену или снижение комиссионных отпала, указывают собеседники «Ъ».

Крупные ритейлеры на вопросы «Ъ» о повышении комиссий для банков ответили уклончиво. Вице-президент компании Hoff Михаил Кучмент пояснил, что «в настоящее время компания пересматривает коммерческие условия по взаимодействию с банками-партнерами», не уточнив детали. «Сотовый ритейл работает в очень низкомаржинальном бизнесе, поэтому торговля с банками на предмет улучшения коммерческих условий работы не останавливается никогда. И эти переговоры мы всегда проводили и сейчас проводим успешно»,— заявил вице-президент «Евросети» по финансам Дмитрий Мильштейн. «Переговоры с банками уже были проведены в середине 2015 года, на данный момент компания работает на тех условиях, которые были достигнуты тогда,— пояснил руководитель направления потребительского кредитования компании «Снежная королева» Дмитрий Орлов.— Изменение комиссий будет зависеть от тенденций, которые сложатся на момент проведения тендера весной 2016 года». Впрочем, в неофициальной беседе ритейлеры более откровенны: «Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, прибыль падает, и компании ищут дополнительные источники дохода».

По словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, «традиционно переговоры об условиях взаимодействия на будущий год заканчиваются в январе». При этом банкиры надеются на сохранение текущих условий либо на компромиссный вариант, при котором повышение комиссии пройдет по минимальному порогу. «Сейчас банки не могут наращивать выдачи POS-кредитов из-за ограничений полной стоимости кредита прежними темпами, доходность бизнеса снижается, и необходимость выплаты дополнительных комиссий приведет к тому, что банки еще больше ужесточат выдачи»,— указывает Дмитрий Жиздюк. Кроме того, «из-за снижения доходности по кредитам банки будут менее охотно соглашаться на стимулирующие акции и рассрочки, поэтому их количество для клиентов в 2016 году может сократиться»,— предупреждает Евгений Лапин. «Если сейчас банки и сети проводят акции и предлагают рассрочки несколько раз в году (в основном перед праздниками), то в случае повышения комиссий периоды рассрочек могут сократиться до одного раза в год — на Новый год»,— уточняет господин Жиздюк.

Источник: Коммерсантъ