Коллекторы взыщут с себя. Профессиональная ассоциация готова штрафовать своих членов

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) собирается штрафовать своих участников за неправомерную работу. Ранее действующие меры воздействия — в виде исключения или приостановки членства — применялись чрезвычайно редко. Впрочем, у банков есть свои критерии по выбору коллекторов, а гражданам придется дожидаться принятия соответствующего закона.

Общее собрание членов НАПКА ввело в «Положение о мерах дисциплинарного воздействия» пункт о взыскании штрафов со своих участников (соответствующий документ есть у «Ъ»). Ранее в качестве мер воздействия ассоциация выдавала предписания на устранение выявленных нарушений, приостанавливала членство или вовсе отзывало его. «Введение штрафов — более эффективная мера, чем возможное исключение из ассоциации, потому что иначе компания теряет рынок»,— считает руководитель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий.

В настоящее время ассоциация объединяет 34 коллекторских агентства и является единственной общественной организацией на этом рынке. С нынешнего года государственные банки при конкурсном отборе коллекторов для взыскания долгов стали требовать сертификат члена НАПКА. После серии публичных скандалов с коллекторами повышенное внимание к этому рынку проявили российские власти. В прошлом месяце стало известно, что НАПКА приостановила членство коллекторского агентства «Сентинел Кредит Менеджмент» за несоблюдение кодекса этики и стандартов ассоциации (см. «Ъ» от 20 мая). Ассоциация потребовала от агентства изменить работу по подбору, контролю и обучению персонала.

Согласно документу, разработанному ассоциацией, размер штрафа устанавливается в размере от 5 тыс. до 100 тыс. руб. за каждое нарушение в зависимости от его тяжести. «При этом учитываются последствия в виде риска причинения какого-либо вреда и/или ущерба имуществу, правам, здоровью, жизни, деловой репутации как третьих лиц, так и самой НАПКА»,— следует из документа. Однако, какие конкретно нарушения будут подпадать под штрафы, в документе не закреплено. Работа над классификацией штрафов начнется со следующей недели исходя из существующей практики. В частности, предполагается, что минимальный штраф коллекторское агентство может получить за несоблюдение этики общения — например, «если коллектор будет обращаться к должнику на «ты»», добавляет господин Теплицкий. Максимальную сумму штрафа могут назначить за унижение чести и достоинства должника.

Независимость при назначении штрафа в НАПКА надеются соблюдать с помощью многоуровневой системы контроля. Сначала контрольный комитет ассоциации принимает и обрабатывает все обращения населения. В случае выявления многократных или серьезных нарушений комитет возбуждает выездной аудит из трех участников ассоциации. По результатам аудита они составляют отчет, который направляется в дисциплинарную комиссию, также состоящую из трех участников, которая будет принимать решение о назначении штрафа.

По мнению банкиров, наказания ассоциации в отношении своих членов не самая действенная мера. Годовой оборот коллекторского агентства может достигать 100 млн руб., поэтому единовременный штраф даже 100 тыс. руб., несильно скажется на компании, отмечает представитель крупного российского банка. Вместе с тем многие банки имеют свой внутренний комитет по контролю качества, который работает по своим стандартам и проводит собственные проверки коллекторов. «Есть инструменты гораздо жестче, чем взыскание штрафа. В самых серьезных случаях мы можем наказать вплоть до прекращения передачи портфеля»,— рассказал «Ъ» директор по управлению рисками крупного российского банка. Впрочем, наиболее действенно в отношении проштрафившихся коллекторов будет применение закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», который в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.

Источник: Коммерсантъ