Несмотря на заявления российских властей на Петербургском форуме об отсутствии актуальности «разворота на Восток», инвесторам из КНР все же было уделено должное внимание. В рамках форума прошло заседание двусторонней межправительственной комиссии, посвященное строительству ВСМ Москва—Казань и ряду менее крупных проектов в транспорте, лесопереработке и агропроме. Для облегчения притока китайских денег в российскую экономику подписано соглашение об изменении налогового режима этих операций.

В рамках Петербургского форума прошло второе заседание российско-китайской межправкомиссии. От РФ ее возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, от Китая — заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли. По итогам встречи стороны подписали соглашение об освобождении от налогообложения у источника выплат в одной из стран-участниц процентов по кредитам и займам, предоставляемым банками другой страны. Предполагается, что это облегчит получение льготных кредитов от китайских госбанков для финансирования проектов в РФ.

Рассматривались и конкретные инвестпроекты — почти три десятка из них на сумму $21 млрд были одобрены. Детали сделок могут быть объявлены в сентябре, в рамках ответного визита российской делегации в Китай, сообщили в РФПИ. В общей сумме, впрочем, оказались учтены и несколько сделок, о которых стороны уже сообщали ранее. Крупнейшая из них — строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань, которое оценивается в 1,07 трлн руб. (более $19 млрд по текущему обменному курсу).

Напомним, меморандум о строительстве ветки был подписан еще 8 мая в рамках визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпина. В рамках комиссии стороны достигли первого детализированного соглашения — о проведении проектных работ на 20 млрд руб. между ОАО РЖД и консорциумом проектных компаний во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd).

Одобрены и другие проекты, подписанные в начале мая, в частности о строительстве лесопромышленного комплекса в Томской области (вложения оцениваются в 50 млрд руб.), между Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК) и China Civil Engineering Construction Corporation (ССЕСС) об организации предпроектных работ по железнодорожной линии из города Кызыл в китайский Урумчи, а также по строительству Дальневосточного порта в России.

Вложиться в инфраструктуру готовы не только китайские госкорпорации: по словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, крупные зарубежные инвестфонды просят увеличить количество инфраструктурных проектов и расширить применение для них механизма концессий (в частности, по строительству платных дорог). Также инвесторы готовы вкладываться в проекты по импортозамещению и приобретение непрофильных активов госкомпаний, рассказал господин Дмитриев. Эти вопросы обсуждались на встрече глав суверенных фондов с президентом Владимиром Путиным (всего в ней приняли участие представители 27 структур из 16 стран, включая США и Саудовскую Аравию). Однако, даже учитывая весьма значительный объем средств под управлением этих структур (около $5 трлн), о конкуренции с крупными транспортными проектами, продвигаемыми Пекином, речи, очевидно, не идет.

Источник: Коммерсантъ