Инвестиции на автомате. ЦБ пригласил роботов на рынок консалтинга

На российском финансовом рынке может появиться новый сегмент — автоматизированное инвестиционное консультирование. Инвесторы получат возможность, задав сведения о себе программе-роботу, получить дистанционно стандартизированный набор инвестиционных рекомендаций. Такой коробочный продукт, вкратце анонсированный вчера ЦБ, по замыслу регулятора позволит привлечь на рынок новые средства проще, безопаснее и дешевле, чем через обычное управление активами. Риски инвесторов предполагается минимизировать за счет госрегулирования.

Как стало известно «Ъ», одним из важных направлений развития финрынка в России ЦБ видит создание высокотехнологичных автоматизированных систем управления инвестициями физлиц. Об этом вчера на конференции по финансовой доступности сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Подробностей пресс-служба Банка России не предоставила. Но по данным «Ъ», речь идет об автоматизированных инвестиционных консультантах — программах, которые на основании данных клиента (возраст, профессия, объем и периодичность инвестиций, склонность к риску и т. д.) позволяют просчитать индивидуальный профиль риска, квалификацию и составить для него (например, онлайн) соответствующий инвестиционный портфель. Как пояснили собеседники «Ъ», знакомые с ситуацией, идея взята на вооружение из зарубежного опыта, который показывает, что инвестконсультирование в классическом виде постепенно уходит в прошлое и внимание все больше привлекают автоматизированные сервисы, автоматически предлагающие стандартизированный набор решений широкому кругу клиентов.

По словам собеседников «Ъ», идея ЦБ состоит в том, чтобы выстроить в России эту индустрию (в дополнение к классическому инвестконсультированию) фактически с нуля, причем — для снижения рисков инвесторов — в изначально регулируемом формате. Один из вариантов регулирования — через лицензирование, которое предполагает определенные требования как к компаниям, ее осуществляющим (независимость, страхование ответственности), так и к самим автоматизированным системам. Плюсы такого подхода по сравнению с классическим — исключение человеческого фактора, который может повлиять на выбор инвестстратегии в зависимости от личного отношения к клиенту, рисков использования инсайдерской информации. Кроме того, автоматизированные системы значительно упрощают (через ограниченный набор опций) процесс выбора портфеля для неквалифицированного инвестора и удешевляют процесс привлечения клиентов для профучастников финрынка. Это способствует привлечению на финрынок большего числа инвесторов при минимизации рисков.

Текущее законодательство не запрещает производить и предлагать клиенту подобные продукты. Но пока индустрия роботизированных финансовых консультантов в России не существует, такую услугу лишь собираются внедрить ряд компаний. Правда, они считают отдельное регулирование излишним. «Есть понятие «доверительный управляющий». Его обязанность в том, чтобы его стратегия соответствовала подписанной клиентом инвестиционной декларации. И законодательством, которое описывает ДУ, тема автоматизированных систем исчерпывается»,— говорит исполнительный директор компании FinEx, планирующей запустить платформу «Финансовый автопилот» (онлайн-инвестиции в ETF для физлиц), Владимир Крейндель. Однако он признает: отличие российской системы от западной состоит в том, что у нашего управляющего теоретически есть возможность играть против клиента. «Если уж и вносить изменения в регулирование, то имеет смысл это делать в законодательство по ДУ»,— говорит он. По словам другого участника рынка, возможность разорить клиента существует как при использовании алгоритмов, так и при сборке портфелей вручную. «Что в модель заложишь, то она и будет делать»,— говорит собеседник «Ъ». Впрочем, по словам источников «Ъ», регулирование этого сегмента как раз и призвано ограничить творчество разработчиков и минимизировать риски клиентов. По мнению представителя одного из профучастников, регулирование в области IT-систем должно существовать: «Это поможет разграничить нашу ответственность и риски клиента».

Источник: Коммерсантъ