Идентификация поставлена на карту. Финансисты пытаются упростить доступ клиентов к услугам

Как стало известно, 25 августа специальная рабочая группа при президенте среди прочих вопросов обсудит «дорожную карту» по направлению «интернет плюс финансы», касающуюся дистанционной идентификации клиентов финансовыми компаниями. В числе предложений — расширение возможностей по удаленной идентификации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также распознавание клиентов по видеосвязи, например по Skype. Финансистам, по их словам, это нужно для упрощения доступа граждан к их продуктам и услугам.

Рабочая группа «по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании ее новой технологической основы и в социальной сфере», созданная решением главы администрации президента России 3 февраля этого года, соберется на очередное заседание 25 августа. Одним из вопросов, вынесенных на обсуждение, станет «дорожная карта» «по использованию информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отечественной экономике при формировании ее новой технологической основы и в социальной сфере по направлению «интернет плюс финансы»». Проект этой карты (есть в распоряжении) подготовлен подгруппой «Интернет плюс финансы» под руководством основателя группы Qiwi, управляющего партнера фонда Run Capital Андрея Романенко. В группу также входят председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, представители банков, ЦБ, Росфинмониторинга и Минкомсвязи.

«Предложения, представленные в «дорожной карте» (всего десять), касаются удаленной идентификации клиентов финансовых организаций. Среди них, в частности, возможность «использования технологий видеосвязи и других биометрических методов… в ходе идентификации», «проведение удаленной идентификации клиентов — физических лиц на основании информации об идентификации, проведенной иной финансовой организацией, с использованием ЕСИА», предоставление «кредитной организации на возмездной основе результатов оказания госуслуги в электронном виде или сведений о лице, являющемся пользователем ЕСИА, с его согласия посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, а также «обязанность операторов подвижной связи передавать кредитным организациям информацию о смене абонентом сим-карты в режиме реального времени». Последнее, например, должно привести, как указано в «дорожной карте», «к снижению числа случаев мошенничества, связанных с незаконным перевыпуском сим-карт без ведома абонента и перехватом авторизационных сведений, направляемых клиенту кредитной организацией».

Господин Романенко, господин Достов и другие участники рабочей подгруппы, с которыми удалось связаться, отказались от комментариев. Как сообщил источник в банке топ-10, знакомый с ходом разработки проекта указанной «дорожной карты», цель предложений — минимизировать необходимость клиентов обращаться непосредственно в офис финансовой организации при получении услуг, в том числе кредитов. Это важно, говорит банкир, для клиентов, загруженных работой и другими делами, а также для жителей отдаленных регионов страны, мало охваченных финансовыми услугами. «Например, видеосвязи в режиме онлайн, допустим по Skype, может быть достаточно для идентификации клиента при условии, что его паспорт уже проверен через государственные базы, а также при наличии надлежащих средств биометрического считывания (системы распознавания людей по одной или более физических или поведенческих черт, например по отпечаткам пальцев или по голосу)»,— указывает собеседник.

Предложения, перечисленные «в дорожной карте», будут дорабатываться с учетом замечаний профильных ведомств, которые могут не поддержать излишне инновационные идеи. В частности, как сообщил источник, знакомый с позицией Банка России, мегарегулятор финансового рынка считает, что при анализе указанных предложений нужно помнить про ограничения, накладываемые FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). По словам собеседников, знакомых с ходом обсуждения предложений, схожей позиции придерживается и Росфинмониторинг, считая, что отказ от личного присутствия клиента при оформлении финансовых услуг ведет к дополнительным рискам. Впрочем, по словам источников, Минкомсвязь считает, что риски можно нивелировать, дополнив идентификацию биометрией. В воскресенье получить комментарии Минкомсвязи, ЦБ и Росфинмониторинга не удалось.

Источник: Коммерсантъ